П из чувства ложно понятых интересов службы нанес подчиненному Н два удара кулаком и удар ногой в лицо, причинив поперечные переломы косточек носа, а также тупую травму головы, сопровождавшуюся кровоподтеками внутренней поверхности мягких тканей левой теменно-затылочной области и кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки и в ткань мозга, повлекшие смерть потерпевшего.
Эти действия судом квалифицированы по ч 4 ст 111 и п п "а" и "в" ч 3 ст 286 УК РФ.
Судебная коллегия признала осуждение П по ч 4 ст 111 УК РФ необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих его умысел на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, находящегося в прямой причинной связи с наступлением его смерти, что необходимо для квалификации действий лица по названному уголовному закону, не установлено.
Как видно из приговора, Н причинены поперечные переломы носовых косточек, которые согласно Правилам судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью не расцениваются как тяжкий вред здоровью.
Поэтому вывод суда о наличии в действиях П состава преступления, предусмотренного ч 4 ст 111 УК РФ не соответствует фактическим обстоятельствам уголовного дела.
Что касается наступления смерти потерпевшего Н, то с учетом представленных стороной обвинения доказательств, суд обоснованно признал в действиях П неосторожную форму вины.
П, нанося удары Н в лицо, сидевшему на корточках на обрывистом берегу реки в состоянии алкогольного опьянения, не имея умысла на причинение тяжкого вреда здоровью и смерти, не предвидел возможности причинения ему тяжкого вреда здоровью потерпевшего и наступления его смерти, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, то есть проявил преступную небрежность по отношению к тяжкому вреду здоровью и к смерти потерпевшего.
Действия П полностью охватываются объективной стороной преступления, предусмотренного п п "а" и "в" ч 3 ст 286 УК РФ как превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и с причинением тяжких последствий в виде лишения жизни потерпевшего по неосторожности.
Дополнительной квалификации содеянного виновным, по совокупности с другими преступлениями против жизни и здоровья, указанными в УК РФ, не требуется.
Вывод из судебной практики: деяние, предусмотренноеч 3 ст 286УК РФ, квалифицируют по совокупности сч 4 ст 111УК РФ, только если доказан умысел на причинение тяжкого вреда здоровью