Вывод суда о виновности осужденных в совершении указанных преступлений основан на совокупности собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств.
Из показаний М видно, что пьяный Ю спал в подъезде и они с Н его отвезли на пруд, где вытащили из машины. Свидетель Д показал, что Ю был сильно пьян и М и Н волокли его на руках.
За кражу, вымогательство и убийство М и Н также осуждены обоснованно.
Как М, так и Н на предварительном следствии показывали, что на берегу пруда они требовали у Ю деньги, наносили тому удары, а Н душил потерпевшего проводом, бил молотком по голове.
Суд обоснованно признал данные показания полученными с соблюдением требований закона, поэтому оснований не доверять им не имелось.
Вместе с тем Президиум находит судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
Квалифицируя действия М и Н по п "в" ч 2 ст 105 УК РФ, суд в приговоре указал, что осужденные совершили убийство Ю, который, в силу тяжелой степени опьянения, находился в беспомощном состоянии.
Однако по смыслу уголовного закона, по п "в" ч 2 ст 105 УК РФ надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, не способному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда лицо, совершая убийство, осознает это обстоятельство.
Алкогольное опьянение нельзя отнести к беспомощному состоянию, ввиду чего указанный квалифицирующий признак убийства подлежит исключению из судебных решений.
Кроме того, признав, что лишение жизни потерпевшего Ю было сопряжено с вымогательством, суд излишне квалифицировал эти же действия М и Н как убийство, совершенное из корыстных побуждений.
Поэтому данные квалифицирующие признаки убийства подлежат исключению из судебных решений.
Вывод из судебной практики: убийство, сопряженное с вымогательством, исключает дополнительную квалификацию по признаку из корыстных побуждений