Особенности детей из неблагополучных семей

Содержание

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Особенности детей из неблагополучных семей

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [3,с.57].

Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, агрессии, трудностям в сфере общения, увеличению правонарушений, педагогической запущенности. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2,с.138].

М. И. Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то, что имеет биологических родителей, фактически остается сиротой, потому что асоциальное поведение родителей, потенциал воспитания не реализуется, семья становится источником личностной психотравматизации [1,с.93].

Эти дети бывают часто скрытыми, недоверчивыми, свои истинные переживания и чувства сдерживают, самооценка занижена, идут на контакт с трудом с социально значимым взрослым, зачастую у них не сформированы навыки элементарного общения, они не контролируют своё поведение. В связи с этим выявление неблагополучных семей представляет собой важную и одновременно сложную задачу для социального педагога. Необходимо помнить, что у таких детей тип восприятия отличается от взрослых, они не фиксируют своё внимание длительное время, очень быстро устают. В результате этого методы традиционной социальной диагностики, такие как интервью, беседа становятся неэффективными, поскольку ребенку очень сложно выражать свое мнение, свои чувства и мысли в силу возрастных особенностей и эмоционального состояния.

Для изучения особенностей детей из неблагополучных семей нами было организовано стандартизированное наблюдение за поведением и взаимодействием младших школьников в свободной обстановке в условиях социально-реабилитационного центра. Наблюдение было проведено на основе таких показателей поведения детей:

1.      Эмоционально-преобладающего фона взаимодействия;

2.      Количественного, преобладающего вида агрессивных действий;

3.      Повода и частоты проявления обиды;

4.      Взаимодействие со сверстниками в своей группе.

В результате наблюдения за детьми выявилась группа школьников с повышенной тревожностью, конфликтностью, сложными взаимоотношениями в количестве 10 человек.

У детей преобладал негативный фон общения со сверстниками — частое недовольство, грубые крики, игнорирование действий и желаний партнеров и др.

Именно такие ребята провоцируют конфликтные ситуации, обижают сверстников или обижаются сами, что показывает повышенный уровень тревожности, конфликтности, сложные взаимоотношения со сверстниками.

Для проверки полученных результатов используется экспертная оценка социального педагога и воспитателей.

Для исследования восприятия ребенком внутрисемейных отношений и межличностного отношения была использована проективная методика — тест межличностного отношения Рене Жиля. Целью данной методики является изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношение с окружающими [4,с.116].

Анализ полученных результатов показал, что в отношении ребенка к окружающим доминируют отношения к матери (48,7 %), отношение к сестрам и братьям (23 %), а затем к отцу (18,1 %). Менее выражено отношение к дедушке и бабушке (10,2 %). В характеристике самих детей преобладает социальная адекватность поведения (79,7 %), наименее выражена закрытость (20,3 %).

Рис. 1. Результаты методики Рене Жиля

Для выявления типичных форм поведения ребенка в конфликтной ситуации была использована методика К.Томаса, позволяющая исследовать уровень и направленность конфликтности. Целью методики является изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации [4, с.116].

По данным тестирования можно сказать, что у детей в неблагополучных семьях наблюдается высокий уровень соперничества (37,3 %) и приспособления (32,1 %). А вот на компромисс (17,9 %) и сотрудничество (12,7 %) как выявилось дети из неблагополучных семей идут с трудом.

Рис. 2. Результаты методика К. Томаса

Для выявления уровня школьной тревожности была использована методика Филлипса, позволяющая определить уровень тревожности у ребенка. Цель методики заключается в изучении характера и уровня тревожности, связанной со шкалой у детей младшего и среднего школьного возраста [4,с.117].

Тест подразделяется на следующие шкалы:

–       уровень тревожности;

–       общая тревожность в школе;

–       переживание социального стресса;

–       фрустрация потребности в достижении успеха;

–       страх самовыражения;

–       страх ситуации проверки знаний;

–       страх несоответствовать ожиданиям окружающих;

–       низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

–       проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рис. 3. Результаты методики Филлипса

Из представленной диаграммы следует, что у детей в неблагополучных семьях преобладает уровень тревожности в школе, в переживании социального стресса, самовыражения, боязнь в отношениях с учителями.

Обобщая показатели диагностического исследования следует отметить, что у детей в неблагополучных семьях наблюдается высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

Это негативно сказывается на формировании личности ребенка и требует вмешательства грамотных специалистов, чьи усилия будут направлены на разработку комплекса мероприятий по снижению уровня тревожности и конфликтности.

Создание ситуаций успеха, повышение самооценки и формирование позитивной мотивации позволяют ребенку стать более уверенным в себе.

Использование поощрения и включения в конструктивное взаимодействие со сверстниками способствует достижению положительных изменений в личностном развитии.

Литература:

1.         Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.: табл. — (Коррекционная педагогика).— Библиогр.: с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.

2.         Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2

3.         Т. И. Шульга. Работа с неблагополучной семьей./ Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2007. — 256 с. ISBN: 5–7107–8539–3

4.         Попова Е. А. Социальная диагностика детей из неблагополучных семей посредством проектно-графических тестов // Психология, социология и педагогика. — Январь 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/01/103 — ISSN 2309–1649

Источник: https://moluch.ru/archive/63/9884/

Дети из неблагополучных семей: какие они? Рассказывает школьный психолог

Особенности детей из неблагополучных семей

В идеале ребенок должен расти в семье, где его любят и ценят. Но не всем детям так везет. Некоторым приходится жить в условиях, о которых большинство из нас предпочли бы не знать. Что объединяет детей из неблагополучных семей, рассказала школьный психолог, специалист, который работает с семьями в СОП, Евгения Худинская. 

— Чаще всего семьи получают СОП-статус по причине пьянства родителей. За годы работы лично я видела лишь пару случаев, когда причиной получения СОП-статуса было пьянство отца. Чаще всего неблагополучными считаются семьи, где пьет именно мать.

Есть стереотип, что дети из таких семей обязательно плохо одеты, с трудом учатся, общаются с плохими компаниями либо вообще держатся особняком. Иногда это действительно так, но не всегда. Есть довольно общительные дети, у которых нет проблем с учебой, у которых много друзей, а сама семья достаточно обеспечена. Но если «копнуть» глубже, то проблемы налицо.

Для справки

Согласно Постановлению №22 от 15.01.2019 Совета Министров Республики Беларусь разработаны конкретные критерии, по которым семья может получить статус СОП:
— Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка;

— Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

— Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка.

Что чувствуют дети, находясь в таких семьях?

Если вы спросите хоть одного взрослого, у которого родители были алкоголиками, забыл ли он все проблемы детства, простил ли мать или отца за все трудности, которые были в его жизни, то 100% получите ответ «нет». Очень многие во взрослой жизни обращаются к психологам и психотерапевтам для разрешения своих «детских» проблем.

На примере семейных отношений ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует мировоззрение, отношение к социуму. Семья обеспечивает эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Все это достаточно «хлипко» организовано у родителей из неблагополучных семей.
 

Их дети отличаются шатким эмоциональным состоянием. Они постоянно испытывают тревогу и страх, часто агрессию, чувство вины за поведение своих родителей. На их плечи нередко ложится ответственность за семью, появляется страх будущего, волнение из-за того, что детей могут забрать из семьи. 

Нередко у таких детей можно наблюдать высокий уровень агрессивности. Это защитная реакция на то, что потребностями детей пренебрегают. Зачастую дети берут пример с родителей, наблюдая за их агрессивным поведением. Нередка и аутоагрессия — причинение ребенком вреда самому себе (бьет себя руками об стену, причиняет вред себе различными предметами и т.д.).

Слабый уровень интеллектуального развития может выражаться неустойчивостью внимания, несформированным мышленим, слабой памятью и низким уровнем эрудиции. Причины этому могут быть разные — от нарушений в работе мозга до недостатка внимания и отсутствия должного воспитания.

Девиантное поведение чаще всего формируется уже к подростковому возрасту. Проявляется в воровстве, попрошайничестве, уходах из дома, совершении правонарушений.

Когда родитель пьет, дети предоставлены сами себе и улице.

На данный момент у меня на коррекции есть семья, где подросток совершил преступление, и на него даже заведено уголовное дело, а это всего лишь старшеклассник.

Проявляется у детей и аддиктивное поведение (склонность к зависимостям). Воспитанием ребенка часто занимается улица, он приобщается ко многим вредным привычкам и впадает в зависимость.

Понять, что ребенок воспитывается в СОП-семье, можно по следующим признакам:

  • ребенок постоянно опаздывает в школу;
  • не хочет идти домой и задерживается в школе допоздна;
  • неоднократно убегал из дома;
  • отсутствует в школе без уважительных причин;
  • повреждает самого себя (вырывает волосы, режет ноги и руки и т.д.);
  • проявляет агрессию как к другим детям, так и ко взрослым;
  • выглядит замкнутым или депрессивным;
  • негативно реагирует на физические контакты;
  • имеет (или скрывает) следы побоев;
  • носит одежду, не подходящую по погоде или скрывающую возможные травмы;
  • выглядит неопрятно;
  • эмоционально неуравновешен, отношения со сверстниками плохие;
  • ведет себя вызывающе или соблазняюще;
  • проявляет слишком подробные знания о сексе;
  • резко похудел или располнел.

На все это пристальное внимание обращают люди, находящимся рядом: педагоги, родственники, соседи. Чем быстрее выявляется социально опасный статус семьи, тем быстрее начнется ее реабилитация и восстановление.

Как специалисты могут помочь семье в СОП?

Когда школе становится известно о семье СОП, разрабатывается план для работы с участием разных структур (РУВД, поликлиника, органы опеки и т.д). Упор в реабилитации таких семей чаще всего направлен на помощь родителям: трудоустройство, кодировка, поиск работы, наведение дома порядка, ремонта и т.д., если это требуется.

Реабилитация детей в неблагополучных семьях происходит труднее. Родители считают, что как только они прекращают пить, наводят дома порядок и устраиваются на работу — проблема исчезает сама собой. Но психологические травмы так быстро не проходят, а чаще всего оставляют свой глубокий след и во взрослой жизни.
 

Что могут сделать взрослые, педагоги, соседи, которые находятся рядом?

Если вдруг ваша знакомая семья — родные, коллеги или соседи — оказались в подобной ситуации, то не отстраняйтесь от них. Ведь самое простое это корить и порицать, гораздо сложнее постараться разобраться и чем-то помочь.

Есть много структур, которые готовы помочь семье в социально опасном положении: наркологические кабинеты, центры помощи детям, бесплатные телефоны экстренной помощи психологов. Вы сами тоже можете стать поддержкой для таких детей.

Проблемные дети обычно делятся на 4 типа: «бунтарь», «клоун», «потерянный ребенок», «семейный герой». Это роли, которые выступают для них защитным механизмом.

«Семейные герои» стараются быть лучшими во всем, переступая через собственные желания и потребности. Педагоги обычно объясняют такому ребенку, что ошибки не принижают его как человека.

Мы стараемся научить ребенка отделять свою личность от образа, понимать, что он чувствует и выражать свои чувства и мысли, особенно несогласие, помогаем найти занятия, которые приносят ему расслабление.

 

Для «бунтаря» важно четко очертить его границы: когда его поведение допустимо, а когда — неуместно. Без проявлений излишнее сентиментальности до «бунтаря» нужно донести, какими будут последствия плохих поступков.

«Потерянным детям» нужно внимание: к ним нужно обращаться по имени, хвалить их на виду у других детей, отмечать их сильные стороны, поощрять инициативность, не позволять «отмолчаться в сторонке» — словом, делать все, чтобы ребенок вышел из тени и улучшил самооценку. Нельзя давать им теряться в толпе.

«Клоуну» мы показываем, когда его юмор и выходки уместны, а когда —  нет. За юмор в подходящих ситуациях ребенка лучше поощрить. Также таких детей стоит загружать поручениями и просить соблюдения точных сроков.

Самое главное — детям из благополучных семей нужно, чтобы их выслушали и обратили на них внимание. Даже простым разговором можно очень сильно помочь знакомым детям, которые, по вашему мнению, растут в не самой благоприятной обстановкой. Не отстраняйтесь от таких семей, если это ваши знакомые или близкие родственники. Проявите сочувствие, если поймете, что можете хоть чем-то помочь.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Источник: https://rebenok.by/articles/together/psychology/28002-chto-obedinyaet-detei-kotorye-rastut-v-neblagopoluchnykh-semyakh-rasskazyvaet-shkolny-psikholog.html

Особенности развития личности детей из неблагополучных семей

Особенности детей из неблагополучных семей

Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший критерий неблагополучия семьи. Ни бытовые, ни финансовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.

Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка [5, с.15].

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У детей существует необходимая потребность в любви со стороны взрослых, защите.

Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка происходит успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют основных вещей для нормального существования. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на формирование и развитие личности ребенка. К ним относятся:

1.В 50 % неблагополучных семей встречается нарушение поведения: хулиганство, агрессивность, вымогательство, бродяжничество, аморальные формы поведения, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: уклонение от учебы, плохая успеваемость, отсутствие навыков личной гигиены, неврастения, недоедание, тревожность, неуравновешенность психики, болезни, подростковый алкоголизм.

3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: конфликтность с учителями, агрессивность со сверстниками, частое употребление ненормативной лексики, суетливость или гиперактивность, аутизм, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [30, с.82].

Начало школьного обучения – важнейшая веха в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6–7 годам проявляют интерес к статусу ученика и готовность примерить на себя эту роль. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные малышом со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Перемена условий жизни, режима дня, типа ведущей деятельности требует колоссального напряжения всех ресурсов организма. В помощь детям, впервые переступившим школьный порог, приходят специальные программы адаптации первоклассников, создаваемые и совершенствуемые педагогами и психологами. Но для наиболее успешной и быстрой адаптации важно и активное участие в ней родителей, которые могут оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в этот переломный для него момент. Что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация первоклассников к школе длится от 2 до 6 месяцев и состоит из трех основных компонентов: Психологическая адаптация первоклассников. В школьном коллективе ребенок более отчетливо начинает ощущать себя, как личность. У него формируется самооценка, уровень притязаний относительно успехов в учебе, нормы поведения с окружающими. Также важным моментом является переход от игровой деятельности, как ведущей, к учебной. У всех детей разный уровень начальной академической подготовки, поэтому во избежание возникновения психологического дискомфорта, от отметок на период адаптации первоклассников лучше воздержаться. Социальные особенности адаптации первоклассников к школе. Ребенок приспосабливается к новому коллективу, учиться общаться, решать возникающие межличностные проблемы и конфликты. Нужно помочь ребенку правильно реагировать на сложности в общении и преодолевать их. Физиологическая адаптация первоклассников. Учеба влечет за собой кардинальные изменения образа жизни ребенка, в том числе и его физической составляющей. Малышу непривычно высиживать подолгу на одном месте, ему не хватает привычной физической активности и свободы действий. Важно правильно организовать режим дня, чередуя нагрузки с отдыхом. Рекомендации по адаптации первоклассников для родителей Для того, чтобы сообща преодолеть все трудности адаптации первоклассников к школе, важно проявить участие и понимание. Следование простым советам помогут вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания началом учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов. не следует перегружать ребенка, дайте возможность ему еще какое–то время оставаться таковым. Желание родителей охватить все и сразу часто приводит к тому, что ребенок, занятый в дополнительных кружках и секциях, постоянно переутомляется, что ведет к снижению эффективности учебной деятельности, замкнутости и раздражительности. Поэтому, если спорт или музыка так важны, лучше начать водить ребенка на них задолго до начала первого ученого года или подождать еще год; по возможности старайтесь избегать продленки в первом классе, поскольку она станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором; ребенок должен отдыхать. Не заставляйте его садиться за уроки сразу после школы – ему нужно время на восстановление концентрации внимания. Лучшим вариантом отдыха после занятий станет активная прогулка, также важен для первоклассников дневной сон. Оптимальным временем для выполнения домашних заданий является вечер – с 17 до 19 часов; хвалите ребенка как можно чаще. Забытая строчка стихотворения или помарки в тетрадке не повод снижать ребенку самооценку своей критикой; внимательно выслушивайте рассказы ребенка о школе, давайте обратную связь. Если первоклассник говорит о чем–то, значит для него это действительно важно, и, следовательно, это стоит и вашего внимания; внимательно наблюдайте за ребенком – если у него нарушился сон, аппетит, пропало желание идти в школу, это верный признак того, что адаптация проходит не совсем гладко; создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций и тогда малыш не преминет порадовать вас успехами.

Жизнь и воспитание ребенка в неблагополучной семье приводит к многим негативным последствиям: детская безнадзорность и беспризорность; половая распущенность, побеги из дома; правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм; токсикомания и наркомания.

Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, вырастают в страхе, видят враждебность окружающих и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей.

Общение таких детей отличается эмоциональной бедностью, носит поверхностный, формальный характер. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими.

Утрата эмоциональности в отношении с взрослыми и сверстниками, отвержение в семье, нереализованная потребность в любви и признании [24, с. 99].

Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный заносчивость, эгоизм, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, “адаптироваться”, как-то выжить.

Часто встречающаяся форма психологической защиты младшего школьника – отрицание.

Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них.

Активизация отрицания изменяет поступающую информацию за счет избирательного блокирования опасных или ненужных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка.

Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с родителями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей.

У детей из неблагополучных семей, как правило, формируются следующие личностные и поведенческие особенности:

· боязнь взрослых, оскорбления, постоянное напряженное ожидание удара;

· пониженное настроение, которое у детей проявляется тревожностью, печальным выражением лица, безразличием к окружающему; у старших детей наступает расстройство сна, депрессия, нарушение аппетита;

· неспособность сосредоточиться на чем–то интересном, неусидчивость;

· неадекватная самооценка, неуверенность в себе;

· агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;

· чрезмерная угодливость, уступчивость и заискивание;

· плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.

Детииз неблагополучных семей имеют определенные психологические особенности:

1. Высокий уровень агрессии по всем показателям. Для таких детей имеет место желание преувеличивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Они практически всегда уверяют, что в ссоре или драке виноваты другие.

Они легко впадают в гнев и совершают ответное нападение, когда детей дразнят или им угрожают. Дети с высоким уровнем агрессии угрожают другим или запугивают их с тем, чтобы добиться своей цели. Часто используют прямую агрессию.

Выбирают для своих агрессивных действий одну постоянную жертву – более слабого сверстника, который не способен ответить тем же.

2. Высокий уровень школьной тревожности. Дети переживают фрустрацию потребности в достижении успеха, социальный стресс, у них присутствует боязнь ситуаций проверки знаний, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

3. Высокий уровень личностной тревожности. Это формирует конфликтные отношения, становится причиной отсутствия уверенности в своих возможностях в общении. Большинство ситуаций обыденной жизни дети интерпретируют как угрожающие, несущие опасность, без видимых на то причин.

4. Заниженная самооценка. У таких детей отмечается неуверенность в себе, низкий уровень притязаний и страх неудач – им проще не рисковать, не делать, чтобы потом не переживать провал. Поэтому они чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, в силу этого боятся самой учебной деятельности [31, с. 112].

Семья с явной формой неблагополучия – с алкоголезависемыми родителями, опасна своим десоциализирующим влиянием. Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:

· дети вырастают с уверенностью, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

· дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;

· дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

· дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

· дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

· родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен выглядеть, чувствовать, и делать то же, что и они;

· самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком [30, с 24].

В неблагополучных семьях созависимость возникает у детей в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети.

Отсутствие нужного жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящие в доме ссоры и скандалы, дисгармония, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокийотпечаток на всю дальнейшую жизнь[30, с.117].

Вывод:В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У детей существует необходимая потребность в любви со стороны взрослых, защите.

Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка происходит успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют основных вещей для нормального существования. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на формирование и развитие личности ребенка.

У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, “адаптироваться”, как-то выжить.

Часто встречающаяся форма психологической защиты младшего школьника – отрицание.

Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них.

Вывод по главе: Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, трудностям в сфере общения, агрессии, педагогической запущенности, увеличению правонарушений. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [Целуйко В. М., 2006].

М. И.

Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то, что имеет биологических родителей, фактически остается сиротой, потому что асоциальное поведение родителей, потенциал воспитания не реализуется, семья становится источником личностной психотравматизации. Эти дети бывают часто недоверчивыми, скрытыми, свои истинные переживания и чувства сдерживают, трудно идут на контакт с социально значимым взрослым, самооценка занижена, зачастую они не контролируют своё поведение, у них не сформированы навыки элементарного общения.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1022;

Источник: https://studopedia.net/1_58430_osobennosti-razvitiya-lichnosti-detey-iz-neblagopoluchnih-semey.html

Неблагополучная семья – что это такое, основные типы, особенности, признаки, причины и проблемы

Особенности детей из неблагополучных семей

Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Что такое неблагополучная семья?

В общественном представлении это понятие тесно связано с алкоголизмом, наркоманией и недостатком материальных средств. В широком смысле неблагополучная семья – это та, которая не справляется со своими функциями по воспитанию ребенка.

Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей. Семья с низким социальным статусом не обязательно малоимущая.

Она может не испытывать материальных проблем, но из-за нездорового климата, физического или психологического насилия на ребенком иметь статус неблагополучной.

Типы неблагополучных семей

Классификация проводится по видам деструктивных факторов, воздействующих на детей. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

  1. Семьи с пристрастием к алкоголю или наркотикам. Если хотя бы один из родителей злоупотребляет веществами, вызывающими зависимость, это сказывается на состоянии ребенка. Такая неблагополучная семья не может обеспечить все потребности детей. Под влиянием алкоголя происходят ссоры, драки, конфликты, из-за чего ребенок вырастает с нарушениями психического развития.
  2. Конфликтные семьи. Отсутствие моральной поддержки, неумение договариваться и находить общий язык являются факторами, негативно сказывающимися на воспитании детей. В такой неблагополучной семье ребенок получает моральные травмы, вырастает социально уязвимым. Частые ссоры приводят к боязни общения и неумению налаживать контакты с другими людьми.
  3. Материально неблагополучные семьи. Отсутствие качественного питания, медицинской помощи, образования и других необходимых вещей не лучшим образом сказывается на развитии ребенка. К материально неблагополучным относятся семьи с доходом ниже прожиточного минимума, не обеспечивающие базовых потребностей детей.
  4. Семьи, где родители злоупотребляют своими правами. Жестокое обращение с детьми, физическое насилие и телесные наказания являются причиной для признания ячейки общества социально неблагополучной.

Особенности неблагополучных семей

По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев.

К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние.

Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.

Признаки неблагополучной семьи

Определить социальный статус ячейки общества можно по внешним проявлениям. Характеристика неблагополучной семьи включает в себя один или несколько признаков:

  1. Ребенок неопрятен, часто ходит в поношенной, рваной или грязной одежде.
  2. Родители не занимаются воспитанием, не уделяют время ребенку.
  3. Один или оба родителя злоупотребляют психоактивными веществами, часто пребывают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. У ребенка есть нарушения развития, наблюдается несвязная речь и заторможенность действий.
  5. На теле ребенка есть следы побоев и физического насилия.
  6. Родители нигде не работают или имеют нерегулярные и непостоянные источники дохода.

Причины появления неблагополучных семей

Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:

  1. Затруднительное материальное положение. Недостаток денег приводит не только к тому, что ребенок остается без нормального питания, одежды и развлечений. Хроническое безденежье может стать источником ссор и конфликтов между родителями. Неблагополучная семья может возникнуть в результате потери жилья или работы, тяжелой болезни или кризисной ситуации в стране.
  2. Повторный брак одного из родителей. В новой семье не всегда присутствует дружелюбная по отношению к ребенку атмосфера. Конфликты с отчимом, мачехой или сводными братьями и сестрами негативно сказываются на психологическом состоянии.
  3. Психические заболевания родителей. Несоблюдение своих обязанностей по отношению к ребенку часто является одним из проявлений болезни. В таком случае социальные службы должны выявить этот факт и изъять детей.
  4. Многодетность. Большое количество детей часто является источником проблем, родители не успевают уделить внимание всем. В результате ребенок может чувствовать себя лишним. По этой причине многодетные семьи состоят на особом контроле у социальных служб.
  5. Пристрастие к запрещенным веществам. В результате злоупотребления родителя не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку. Социальные службы могут признать семью неблагополучной и лишить родительских прав.

Проблемы неблагополучных семей

Конфликтная обстановка в доме, отсутствие заботы, ухода и воспитания приводят к многочисленным нарушениям в развитии ребенка. Неблагополучная семья – это источник физических и психологических травм:

  1. Ребенок сталкивается с задержками в развитии. Из-за недостатка внимания родители не могут научить его самым необходимым вещам. В результате страдает речь, мелкая моторика и социальная адаптация.
  2. Из-за нехватки денег ребенок не всегда обеспечен необходимой одеждой, едой, книгами, лекарствами.
  3. Конфликты в семье и непонимание приводят к тому, что ребенок вырастает замкнутым. Ему тяжело налаживать социальные контакты, он страдает от недоверия к другим людям.
  4. Выросший в неблагополучной семье ребенок часто попадает в криминальную среду.
  5. Негативная обстановка в семье может спровоцировать раннее развитие психических заболеваний и стать причиной появления зависимости ребенка от алкоголя и наркотиков, особенно если родители склонны к злоупотреблению.

Кто занимается неблагополучными семьями?

Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи.

Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат.

Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.

Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:

  1. Сбор и анализ информации. Сигналы о наличии неблагополучной семьи поступают от соседей, учителей, воспитателей в детском саду. Сотрудники органов опеки и попечительства реагируют на все обращения о случаях насилия и жестокого обращения с ребенком. Часто источником информации становятся близкие родственники и друзья семьи.
  2. Обход квартир и контроль условий проживания. Асоциальные семьи подвергаются регулярным проверкам со стороны служб опеки. Сотрудники изучают условия проживания, физическое состояние детей, наличие еды и одежды.
  3. Анкетирование и опросы. Для определения психологического климата в семье в школах и детских садах регулярно проводятся тесты. С их помощью детские психологи изучают потребности и нужды ребенка. Высокий уровень тревожности, недостаток внимания и заботы служат сигналом для органов опеки, которые должны провести проверку.

Формы работы с неблагополучными семьями

Чтобы исправить ситуацию и наладить отношения между родителями и детьми, социальные работники используют разные методы:

  1. Профилактические беседы. В случае выявления неблагополучной семьи на первом этапе сотрудник социальной службы должен определить причины низкого социального статуса и разъяснить родителям последствия их действий по отношению к ребенку.
  2. Индивидуальные тренинги и консультации. Не все родители способны самостоятельно определить оптимальную тактику воспитания ребенка. Социальная работа с неблагополучными семьями включает в себя проведение консультаций, где подробно рассказывается о методах и правилах обращения с детьми.
  3. Систематический контроль. Органы опеки и попечительства устанавливают требования к семье, исполнение которых регулярно проверяется. С этой целью сотрудники служб совершают обход квартир.
  4. Представление и защита интересов ребенка в суде. Если работа с неблагополучными семьями не приносит результата, сотрудники социальной службы подают иск о лишении родительских прав.

Помощь неблагополучным семьям

Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:

  1. Психологическая помощь. Неблагополучная и сложная семья может рассчитывать на консультацию педагога, специализирующегося на работе с проблемными детьми.
  2. Экономическая помощь. Если тяжелое положение неблагополучной семьи связано с низким уровнем дохода, государство предоставляет пособия, льготы и субсидии.
  3. Социальная помощь. Чтобы дети из неблагополучной семьи смогли адаптироваться в обществе, для них организуются специальные мероприятия, включающие в себя обучающие и развлекательные программы.

Советы неблагополучным семьям

Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:

  1. Уделять больше внимания ребенку. Психологически неблагополучная семья часто характеризуется отсутствием интереса у родителей к потребностям и желаниям детей.
  2. Проводить время вместе. Чтобы сблизиться и лучше понять друг друга, родители и дети должны больше общаться и обмениваться мнениями.
  3. Своевременно обращаться за помощью. Если родители не могут самостоятельно справиться с воспитанием детей, лучше попросить поддержку у социальных работников. Профессиональные психологи помогут наладить отношения с ребенком.

Куда забирают детей из неблагополучных семей?

Если сотрудники социальных служб установили, что условия содержания представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, его забирают на временное содержание органы опеки и попечительства.

Затем дело передается в суд, где выносится решение о лишении родительских прав.

Дети из неблагополучных семей попадают в детские дома или передаются под опеку ближайшим родственникам, способным обеспечить уход.

Знаменитости из неблагополучных семей

Многие известные люди провели детство в плохих условиях, что не помешало им добиться успеха:

  1. Шарлиз Терон. Известная актриса выросла в неблагополучной семье с пьющим отцом, который не раз поднимал руку на жену и детей.
  2. Том Круз. Актер вырос в многодетной и бедной семье, которая в поисках заработка все время меняла место жительства. Из-за этого он не смог получить нормальное среднее образование – ему пришлось за время детства сменить более 15-ти школ.
  3. Деми Мур. Актриса выросла без отца, который ушел еще до рождения дочери. Отчим и мать злоупотребляли алкоголем, поэтому проблемная семья жила в нищете и долгах.

Фильмы о неблагополучных семьях

Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:

  1. «Жизнь этого парня». Фильм с участием Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро рассказывает историю семьи, из которой ушел отец. Мать привела в дом отчима, оказавшегося садистом и тираном.
  2. «Зимняя кость». Фильм о 17-летней девочке, отец которой сидит в тюрьме за наркоторговлю, а мать серьезно больна. Подростку приходится заботиться не только о себе, но и о младших братьях и сестрах.
  3. «Возьми мои глаза». В фильме раскрывается проблема семейного насилия и тирании со стороны отца.

Малоимущая семья после официального подтверждения своего статуса имеет право на получение от государства разной помощи: денежных выплат, продуктов, одежды, некоторых компенсаций и иных дотаций. Для этого необходим определенный пакет документов.

Счастливая семья может быть создана только при определенной работе всех ее членов и со знанием правил, норм и секретов. Благо, что все такие советы едины как у психологов, так и религиозных деятелей, людей, проживших в браке не одно десятилетие.

Многодетная семья имеет как свои преимущества, так и недостатки. Государство старается всячески поддерживать такие ячейки общества, гарантируя им различные субсидии, выплаты и льготы. Порядок их оформления во многих регионах идентичен.

Интересно узнать, патриархальная семья – что это такое, особенности и главные признаки, историю появления, достоинства и недостатки. Стоит выяснить, чем она отличается от партнерской и почему сейчас эта модель отношений уходит в прошлое.

Источник: https://womanadvice.ru/neblagopoluchnaya-semya-chto-eto-takoe-osnovnye-tipy-osobennosti-priznaki-prichiny-i-problemy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.